- АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
- – в СССР отрасль советского социалистического права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов в целях постепенного перехода от социализма к коммунизму на основе познания и использования объективных законов социализма. Административно-правовые нормы определяют организацию, полномочия, формы и методы деятельности исполнительно-распорядительных органов, а также регулируют общественные отношения между гражданами и органами государства, между общественными организациями и органами государства и между последними и определяют права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере этой деятельности.
Исполнительно-распорядительная деятельность – это организация практического осуществления и само осуществление функций государства (см.) на основе и во исполнение законов в пределах прав, предоставленных гос. органам.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции исполнительно-распорядительные органы нашего государства в руках рабочего класса и под руководством Коммунистической партии стали величайшей преобразующей силой в борьбе за ликвидацию старого, отживающего свой век оазиса с его старой надстройкой. Они стали величайшей силой, активно содействующей своему социалистическому базису оформиться и укрепиться.
Деятельность исполнительных и распорядительных органов Советского государства подчинена требованиям основного экономического закона социализма и других объективных законов.
Главным в исполнительно-распорядительной деятельности является в наст, время хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа в интересах выполнения исторических задач построения коммунистического общества в нашей стране. Исполнительно-распорядительная деятельность основана на социалистическом демократизме. Сила и преимущества её заключаются в неразрывной связи гос. органов с трудящимися массами, в интересах которых осуществляется деятельность всего советского гос. аппарата, в повседневном руководстве деятельностью гос. органов со стороны Коммунистической партии Советского Союза. Исполнительно-распорядительная деятельность советских гос. органов осуществляется на основе социалистической законности, направленной на охрану, развитие и укрепление политической и экономической основ социалистического государства, на рост политической и трудовой активности советских граждан. Для исполнительно-распорядительной деятельности в Советском государстве специфичным является то, что она организует всю социалистическую систему общественных отношений вплоть до основы этой системы – экономики.
В социалистическом государстве исполнительно-распорядительная деятельность характеризуется активной, творческой ролью советских гос. органов, действующих гл. обр. методом убеждения. На основе и во исполнение законов они организуют активную оборону СССР, укрепляют его мощь и независимость, ведут на основе гос. монополии внешнюю торговлю, охраняют гос. безопасность, развивают социалистическую собственность, организуют удовлетворение социально-культурных потребностей советских граждан, охраняют жизнь, здоровье, права и законные интересы граждан, принимают меры к неуклонному повышению их материального благосостояния. Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники является основным экономическим законом социализма, а благо советского человека, процветание советского народа – высшим законом нашей партии.
Советские гос. органы составляют народнохозяйственные планы, которые полностью отражали бы требования экономического закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства нашей страны, организуют их выполнение, обеспечивают соблюдение гражданами и всеми организациями обязательств перед государством и создают все условия для наиболее полного расцвета личности. Осуществляя политику Коммунистической партии, советские гос. органы воспитывают у советских граждан уважение к правам всех других народов, учат относиться к общему делу, как к своему кровному, строго выполнять законы и безусловно соблюдать государственную и общественную дисциплину.
В процессе своей деятельности гос. органы и должностные лица, облечённые исполнительно-распорядительными полномочиями, выступают как носители гос. власти, что придаёт обязательный характер их требованиям. Осуществление этих требований достигается прежде всего методами организации, убеждения, показа примером, поощрения положительного опыта.
Формы исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой на основе ленинско-сталинских принципов гос. управления, разнообразны: подбор и расстановка кадров, планирование, учёт, контроль, инспектирование, надзор и т. д. Указанные формы исполнительно-распорядительной деятельности имеют место во всех сферах общественной жизни. В исполнительно-распорядительной деятельности органы государства действуют от имени государства и в интересах последнего.
Административно-правовые нормы определяют порядок образования и ликвидации органов управления, принципы их внутренней структуры, компетенцию, полномочия и ответственность, правовое положение работников аппарата, формы и методы управления в различных отраслях общественной жизни. Нормы эти устанавливаются либо высшими органами власти, либо иными полномочными на то органами (Совет Министров СССР, Советы Министров союзных я автономных республик, министры, местные Советы, исполкомы местных Советов и др.).
Среди административно-правовых норм значительное место занимают нормы с относительно-определённой санкцией, поскольку гос. органам предоставлено право в установленных законом пределах самим определять санкции по конкретным делам, учитывая все обстоятельства, при которых имело место нарушение нормы.
К А. п. относятся нормы, на основе которых организуется имущественная база хоз. органов и их хоз. деятельность (нормирование отпускных цен, решение вопроса о передаче зданий и сооружений в подчинение других органов, установление норм обязательных поставок и др.). К А. п. относятся также нормы, определяющие полномочия гос. органов в области организации и охраны труда; целиком к А. п. относится правовое регулирование гос. службы (подбор и назначение на должность, должностные права и обязанности, прохождение службы, чины, ранги и звания, служебная ответственность). В А. п. включаются также нормы, которые определяют полномочия гос. органов в области колхозного строительства, землепользования, финансов и налогов.
В соответствии с природой и характером социалистического государства и права система советского А. п. включает:
I. Общую часть, которая объединяет нормы: 1) определяющие основные принципы советского управления (социалистическая законность, участие масс в гос. управлении, равноправие национальностей. 2. С. демократический централизм и социалистическое планирование). Вопросы организации и принципы деятельности органов советского гос. управления рассматриваются исходя из основного политического принципа в советском гос. управлении – руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Советского Союза; 2) определяющие правовое положение органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; 3) регламентирующие советскую гос. службу; 4) определяющие полномочия органов на издание актов гос. управления; 5) определяющие виды поощрения, административного принуждения, а также условия их применения и 6) определяющие формы и способы обеспечения законности в гос. управлении.
II. Особенную часть, которая объединяет нормы, определяющие: 1) управление в области обороны страны, а также внешних сношений и юстиции; 2) управление в области охраны гос. безопасности и общественного порядка; 3) управление народным хозяйством и 4) управление в области социально-культурного строительства.
В полную противоположность советскому А. п. в буржуазных государствах А. п. представляет собой систему административных мероприятий, регулирующих отношения между приказывающими органами и гражданами, подчиняющимися этим приказаниям, т. е. систему чисто полицейских функций буржуазного государства. В современных буржуазных государствах, где «.. .права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации», где принцип равноправия людей и наций заменён принципом «полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан» (Сталин И. В., Речь на XIX съезде партии, 1952, стр. 11 –12), А. п. служит средством организации экономической и политической экспансии, наступления на жизненный уровень народных масс, на демократические права и свободы трудящихся (преследование прогрессивных деятелей, антикоммунистические акты, закон Тафта – Хартли, закон Мак-карэна, режим дискриминации по признакам политических убеждений, расы, вероисповедания и др.). Основным методом деятельности органов гос. управления буржуазных стран является подавление, насилие и угнетение трудящихся, т. е. большинства членов общества, в целях яащдты интересов буржуазии. Деятельность этих органов направлена на то, чтобы раздувать расовые националистические предрассудки, сеять вражду между народами, готовиться к новым империалистическим войнам.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.